Трансмиссии представляют собой совокупность устройств, отвечающих за передачу движения от силовой установки к рабочим органам и исполнительным механизмам машины. Трансмиссия позволяет регулировать по направлению и величине скорости усилия и крутящие моменты.
По принципу передачи энергии такие устройства можно подразделить на:
- Механические;
- Гидравлические;
- Пневматические;
- Электрические;
- Комбинированные;
Трансмиссии дорожно-строительной техники (скреперов, бульдозеров, грейдеров и прочих) состоят из коробок передач, муфт сцепления, реверсивных механизмов и механизмов отбора мощности, цепных и зубчатых передач, ведущих мостов.
Техническое состояние трансмиссии определяется по величине суммарного бокового зазора между зубьями и шлицами шестерен, по износу цепных и зубчатых передач. Для этих целей применяют специальный прибор – люфтометр.
В процессе осмотра уделяют внимание признакам, сигнализирующим о состоянии передач: течи масла их картеров, повышенному нагреву, внешним повреждениям, ненормальные стукам и шумам, вибрации.
Использовать дорожно-строительную технику запрещено в случае обнаружения следующих неисправностей:
- Пробуксовывание муфты сцепления;
- Самовключение и самовыключение передач в коробке передач;
- Проблемное включение и выключение муфты сцепления и передач;
- Трещины и деформации карданных валов;
- Нагрев и вибрация механизмов;
- Повышенный шум;
- Подтекание масел.