Карьерные самосвалы относятся к тяжелому классу автомобильной техники, предназначенной для перевозки насыпных и навалочных грузов, в карьерных условиях.
Вес даже небольших карьерных самосвалов достигает 25 тонн, а ширина превышает 3 метра, из-за чего, карьерные самосвалы не могут передвигаться по автомобильным дорогам общего пользования, и доставляются к месту работы в разобранном виде. Все современные карьерные самосвалы имеют заднюю форму разгрузки, что значительно сокращает время освобождения от груза, и позволяет делать конструкцию самосвала относительно несложной. Однако разгрузка все еще остается слабым звеном в хорошо отработанной конструкции самосвала, так как, при поднимании груза, смещается центр тяжести автомобиля, который в этот момент находится в самой высокой точке. При смещении груза на бок, часто происходит опрокидывание самосвала, и такие случаи не единичные. Особенно часто это происходит при разгрузке на неровной поверхности.
Переворачивание карьерных самосвалов чаще всего происходит, при перевозке больших монолитных глыб, центр тяжести которых находится высоко от земли, и никогда не проходит по центральной оси автомобиля. Значительно реже происходит переворачивание самосвала при перевозке сыпучих грузов или небольших по размеру монолитных камней. Для поднимания кузова карьерного самосвала приспособлена гибридная схема толкания штока подъемника, которая сочетает в себе работу электрического двигателя и гидравлической системы.
Отличительной особенностью строения кузова самосвала является острый угол задней стенки кузова. Такая конструкция кузова, позволяет располагать основную массу груза непосредственно над задней осью, которая является наиболее мощной частью автомобиля. При опрокидывании кузова, через скошенный задний борт происходит быстрая и полная разгрузка самосвала, что позволяет водителю автомобиля отказаться от имитации движения с поднятым кузовом, для придания грузу дополнительного импульса с целью ускорения разгрузки. Кроме того, кузов имеет ямообразное углубление в своей середине. Благодаря такому углублению, понижается центр тяжести груза, что очень важно для безопасности, при его перевозке по неровным дорогам карьера.
Карьерные самосвалы передвигаются, используя работу мощных дизельных двигателей, которые передает вращение вала на собственную электрическую станцию, на которой вырабатывает электрический ток. Полученным электрическим током питаются электрические двигатели, расположенные на каждом колесе самосвала. Попытки установки прямой передачи вращения от двигателя на коробку передач не увенчались успехом, из-за неравномерности нагрузок на колеса и невысокой скорости передвижения. Не только движительная установка карьерного самосвала является гибридной, гибридными являются все механизмы на автомобиле, включая тормозную систему, систему подъема кузова, рулевую систему и так далее. Из-за высоких габаритов и высокого веса машин, на карьерных самосвалах для проворачивания руля, используются электрические двигатели и гидравлические приводы, что делает повороты плавными и мягкими. Несмотря на все приспособления, во время движения самосвала груженым, водителю приходится ощущать все толчки и качку, которые вызваны движением автомобиля по пересеченной местности.